Проектирование

ООО«ПРОТОН-М»  специализируется на проектировании инфраструктуры объектов подготовки, транспортировки, переработки, хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов, а также любых других промышленных предприятий.
Основными направялениями деятельности являются проектирование:

  • баз хранения темных и светлых нефтепродуктов (нефтебаз), баз хранения сжиженных газов и жидких химических грузов;
  • складов нефти и нефтепродуктов, складов ГСМ, складов масла, мазута и битума; битумхранилищ и мазутных баз;
  • резервуарных парков нефти, нефтепродуктов, битума, химических продуктов, сжиженных углеводородных газов;
  • резервуаров вертикальных стальных (проект КМ, КМД) для воды, масла, нефти, нефтепродуктов, химии объемом до 100000 м3;
  • обустройства месторождений нефти и газа, обустройства нефтегазоконденсатных месторождений;
  • нефтеперерабатывающих НПЗ и нефтехимических заводов НХЗ;
  • систем очистки промышленных и бытовых сточных вод; складов химических веществ;
  • факельных установок и систем утилизации газов;
  • насосных и канализационных станций;
  • железнодорожных и автомобильных эстакад слива и налива нефтепродуктов, эстакад слива и налива сжиженных газов; инженерных, сетей и коммуникаций.

ООО «ПРОТОН-М»  осуществляет весь комплекс работ по проектированию объектов промышленного назначения: нефтебазы, склады ГСМ, битумохранилища, базы хранения мазута, магистральные нефтегазопроводы, АЗС, АГЗС, АГНКС, АЗК, НХЗ, ГПЗ, НПЗ и мини-НПЗ; обустройство месторождений нефти и газа; реконструкция ТЭЦ, заводов химии и строительных материалов; авторский надзор; экспертиза промышленной безопасности; инжиниринг и управление проектами.

Выбор площадки под строительство нефтебазы

Помимо чисто экономических условий, сводящихся в основном к минимальным суммарным транспортным расходам по перевозкам потребителям битума, необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства битумохранилища, отвечала определенным инженерным требованиям, особенно геологическим и гидрогеологическим условиям. Отводимая для хранилища территория должна иметь необходимые разрывы между границами участка и соседними сооружениями (Таблица 1).

Площадку необходимо выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооружений, чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем и т. п. Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров» района, показывающая повторяемость ветров (в процентах или днях в году) по румбам.

Одно из важнейших условий при выборе площадки — удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке битумного комплекса или вблизи нее необходимо иметь источник водоснабжения и энергоснабжения для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд. Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод, не причиняющий вреда окрестному населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

Таблица 1

Разрывы между границами территорий нефтебазы и соседними сооружениями

(по требованиям СНиП)

Объекты, до которых исчисляется разрыв

Разрывы, м

для нефтебаз

I категории

для нефтебаз

II и III категорий

Промышленные предприятия

100

40

Лесные массивы хвойных пород

50

50

Полосы отвода для железных дорог:

на станциях

100

80

на разъездах

80

60

на перегонах

50

40

Полосы отвода для автомобильных дорог:

I, II и III классов

50

30

IV и V классов

30

20

Жилые и общественные здания

200

100

Раздаточные колонки АЭС общего пользования

30

30

Линии электропередач высокого напряжения

Но менее 1,5 высоты опоры

Склады лесных материалов, торфа, каменного угля

100

50

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка битумного комплекса была сложена из коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0,1 МПа. Заболоченные и заливаемые водами территории непригодны для битумных хранилищ, так как в первом случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, а во втором — возводить вокруг участка водозащитную дамбу. Различают надземную и подземную заливаемости. Особую опасность представляет подземная заливаемость, вызываемая действием подземных ключей, родников и периодическими колебаниями уровня грунтовых вод. Наиболее резкие изменения уровня грунтовых вод связаны с временами года: весной в связи с таянием снегов и дождями наиболее высокий уровень, летом и зимой наиболее низкий, осенью уровень опять повышается. Грунтовые воды, стоящие сравнительно высоко, не должны быть агрессивными, а скорость их движения должна быть незначительной во избежание размывания грунтов и связанных с этим карстовых и оползневых явлений.

Окончательный выбор площадки для строительства битумного комплекса выполняется по результатам анализа данных отчета изыскателей в составе: начальника, инженера-геолога или инженера-гидрогеолога, инженера-строителя, техника-геодезиста, рабочих для производства разведочных выработок и топографической съемки участка и др. В районе предполагаемого строительства на карте намечаются несколько вариантов размещения будущего битумного комплекса. Для изучения на местности каждого из намеченных вариантов расположения битумохранилища на место направляются специалисты-изыскатели, которые производят рекогносцировку местности, выбирают вариант площадки для детальной гидрогеологической разведки, а также согласовывает отвод земель под строительство битумного комплекса.

Выбранную площадку обносят несколькими межевыми столбами, составляют схематичный ситуационный план площадки с указанием её привязки к железнодорожным путям или другим объектам и предварительный акт отвода площадки (окончательный же акт по утверждению выбора площадки составляют после производства всех изыскательских работ).

Генеральный план битумного харанилища представляет собой определенное расположение битумных резервуаров и других объектов на территории, отведенной для строительства. Генеральный план составляется с учетом всех местных условий: рельефа, геологических и гидрогеологических особенностей площадки, метеорологических условий и некоторых особых условий эксплуатации (противопожарных, санитарных, транспортных и др.).

Топографической основой для разработки генерального плана является ситуационный план с горизонталями. С помощью ситуационного плана битумного комплекса с железнодорожными путями, автомобильными дорогами и инженерными сетями (телеграф, телефон, водопровод, канализация, линии эпектропередач и т. п.) увязываются с транспортными магистралями и с соответствующими сетями района. Железнодорожные тупики помимо малой протяженности и удобного примыкания к магистрали должны быть проведены с необходимыми уклонами и радиусами кривизны. После привязки сетей приступают к размещению всех сооружений по семи зонам. Для облегчения разбивки отдельных объектов на топографический план площадки наносят розу ветров и координатную сетку 100 Х 100 или 50 Х 50 м. Зона хранения наиболее опасна в пожарном отношении, поэтому ее выделяют в обособленную площадку, доступ на которую разрешается лишь ограниченному кругу людей. Оперативную зону следует располагать ближе к выезду и въезду, чтобы потребители не задерживались на территории базы. На нефтебазах I и II категорий под оперативную зону отводится специально огороженный участок с самостоятельным въездом и выездом на дороги общего пользования. Объекты зоны вспомогательных технических сооружений отделяют от других зон, так как там производят работы с открытым огнем, а в производственном отношении существует взаимосвязь между ними.

Зона очистных сооружений проектируется в наиболее пониженном участке территории, чтобы ливневые воды и промышленные стоки могли поступать в «нефтеловушку» самотеком.

Весьма важно ориентировать объекты внутри зон по сторонам света, принимая во внимание господствующее направление ветров. Так, котельные и другие объекты, где ведут работы с открытым огнем, надо размещать таким образом, чтобы ветер не сносил дым и искры на резервуарные парки, разливочные, железнодорожные тупики и т. д.

С целью меньшего охлаждения зданий зимой целесообразно их располагать длинной стороной вдоль господствующего направления ветров. Части зданий с небольшим числом оконных проемов для лучшего их освещения желательно обращать на юг и восток.

При компоновке зон и отдельных сооружений необходимо добиваться максимально возможного сокращения протяженности технологических трубопроводов и инженерных сетей.

Размещению объектов на плане должна предшествовать горизонтальная планировка всей территории нефтебазы. Все здания и сооружения на генплане должны иметь габаритные размеры и координаты одного из углов.

Вертикальную планировку площадки битумохранилища производят с учетом следующих требований:

  • Должны быть созданы нормальные условия всасывания насосов;

  • По возможности обеспечены самотечный слив и налив железнодорожных цистерн, налив автоцистерн и мелкой тары и т. д.;

  • Трубопроводные сети должны быть проложены без «мешков» (резкого изгиба оси трубы в вертикальной плоскости).

После разработки генерального плана приступают к составлению технологического плана и схемы трубопроводов битумного комплекса, которые являются основными (исходными) документами для гидравлического расчета трубопроводов. Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов (с оборудованием), при помощи которой обеспечивается выполнение всех операций по перекачке жидких нефтепродуктов. Для составления схемы необходимо знать не только число и объем операций, но и их одновременность. При составлении схемы следует учесть, что помимо основных операций по наливу и сливу битума необходимо осуществлять еще и внутрибазовую перекачку любым насосом из резервуара в резервуар.

Технологический план представляет собой технологическую схему, нанесенную в масштабе на генеральный план нефтебазы. По этому плану для каждого трубопровода составляется профиль трассы, который имеет следующие графы:

  • в первой прочеркивается сплошной линией профиль земной поверхности и жирной линией указывается положение трубопровода;

  • во второй указывается ситуация вдоль трассы трубопровода (колодцы, насосные, пересечения дорог и т. д.);

  • в третьей приводятся красные отметки — требуемые отметки поверхности Земли;

  • в четвертой даются фактические отметки поверхности Земли наиболее характерных точек трассы (разность отметок третьей и четвертой граф составляет величину выемки или подсыпки грунта);

  • в пятой указываются отметки нижней части трубопровода (при подземной прокладке — отметки дна траншеи);

  • в шестой приводятся расстояния между характерными точками трассы, а также указываются пикеты через каждые 100 м и километровые столбы;

  • в седьмой приводятся уклоны трубопровода и расстояния, на которых этот уклон должен быть выдержан.

При помощи профилей можно: подсчитать объем земляных работ при прокладке трубопровода; проверить работу всасывающих линий построением графиков остаточных напоров; определить невырабатываемые («мертвые») остатки битума в резервуарах, которые не могут быть откачаны насосами; выявить наличие «мешков» в трубопроводах, мешающих освобождению их от битума.

Перечень исходно-разрешительной документации на объект для начала выполнения проектных работ:

1. Градостроительный план земельного участка, выданный местной архитектурой, используемый по виду разрешенного использования;

2. Инженерно-геодезические изыскания, выполненные с учетом требований СП 47.13330.2012 свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и других действующих регламентов и актов; (от организации выполняющей комплексные изыскания)

3. Инженерно-геологические изыскания, выполненные с учетом требований СП 47.13330.2012 свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и других действующих регламентов и актов; (от организации выполняющей комплексные изыскания)

4. Инженерно-гидрометеорологические изыскания, выполненные с учетом требований СП 47.13330.2012 свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и других действующих регламентов и актов; (от организации выполняющей комплексные изыскания)

5. Инженерно-экологические изыскания, выполненные с учетом требований СП 47.13330.2012 свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и других действующих регламентов и актов; (от организации выполняющей комплексные изыскания)

6. Ситуационный план в масштабе 1:5000; (в местной архитектуре)

7. Справка о наличии или отсутствии особо охраняемых природных территорий местного и федерального значения; (в департаменте природопользования в области или крае и по федеральному округу)

8. Климатическая характеристика района (в центре гидрометеорологии данного района);

9. Справка/заключение о наличии/отсутствии объектов историко-культурного наследия и памятников археологии на земельных участках, отводимых под строительство; (в управлении по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурные ценностей)

10. Технические условия на подключение к сетям: водопровода, канализации, связи, электроснабжения. (в эксплуатирующих организациях)